На год создания музея фонд экспонатов насчитывал- 40 экспонатов. На конец 2020 года- более 600 экспонатов. Помещение музея трижды менялось, переносилось в разные здания .В настоящее время музей находится на 3 этаже пристроя к школе.
Музей занимает 2 комнаты общей площадью 45 м/2, расположенных на третьем этаже здания школы. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах.
Фонд содержит 580 экспонатов основного фонда.
Основная функция музея - поисковая работа с краеведческими отрядами, членами детского актива школы. Собранные материалы постоянно пополняются. Сбор материалов для школьного музея подчиняются учебно-воспитательным задачам, стоящим перед школой, помогают учащимся легче осмысливать историю села, края.
В музее все предназначено для учащихся и в основном создано их руками. Экспонаты в школьном музее – это наглядные пособия для уроков. Экспозиции в школьном музее построены так, чтобы удобно было проводить занятия с учащимися.
Основная задача – учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая отработка.
После открытия музея экспозиции продолжают пополняться. На сегодняшний день в музее насчитывается 640 музейных экспонатов, из них количество экспонатов основного фонда-320. Материалы для музея представляют: фотоматериалы, документальные и письменные источники, предметы старинного быта (одежда, домашняя утварь, мебель, украшения, игрушки), орудия труда.
Нумизматические материалы (монеты, ордена, медали, значки), книги личного архива, газеты, рукописи, письма, распределены в разные отделы музея. В экспонатах вспомогательного фонда имеются: альбомы, папки, ксерокопии документов, ксерокопии фотографий, модели, таблицы, тематические рисунки, изготовленные учащимися в процессе учебно – исследовательской работы. Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея. Фондовая работа в школе включает две непрерывно связанные между собой цели: сохранение и пополнение музейного фонда, и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности.
С момента образования музея заведена книга учета экспонатов, в которой заполняются следующие графы:
1. Номер по порядку;
2. Дата записи;
3. Время, источник и способ поступления, номер акта;
4. Наименование и краткое описание предметов;
5. Количество предметов;
6. Материал и техника изготовления;
7. Размер и вес;
8. Сохранность;
9. Примечание.
Записи в книге учета делаются своевременно в момент поступления экспонатов по акту.
Условия хранения соответствуют требованиям по организации хранения фондов музея.
Экспонаты хранятся в витринах на полках, стеллажах; имеются плотные шторы. Соблюдается определенная температура и влажность воздуха. Все экспонаты пронумерованы.
Разделы экспозиции:
1. История создания музея
2. Уголок боевой и трудовой славы
3. История поселка Горхон и горхонских предприятий.
4.История Горхонской средней школы № 73.
5..Этнографический отдел.(в настоящее время не работает ,т.к. помещение ремонтируется)
Все экспозиции размещены в витринах, находящихся в хорошем состоянии. Витрины застеклены, каждый экспонат имеет свое место в соответствии с тематико- экспозиционным планом, имеется этикетаж. Музей посещают учащиеся, учителя, жители села, гости. Количество посетителей – 840 человек, из них учащиеся –200 человек, учителя – 45 человек, жители села, участники районных семинаров – 30,гости из Москвы, Снкт- Петербурга, Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Улан-Удэ.
В детском активе выделена группа экскурсоводов, в которой 3 человека: Осишнюк Анна, Карлушина Анна, Карлушина Снежана.
Школьный музей поддерживает связь с музеем Горхонской дистанции пути, Музеем Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской железной дороги, Советом ветеранов села горхон, Горхонским клубом «Железнодорожник» |